Сегодня понедельник, 22.07.2019: публикаций: 2454
Ваше мнение
Бывали ли вы в круизе?
 Да, в речном
 Да, в морском
 К сожалению, нет возможности
 Нет, но собираюсь
 Нет, и не собираюсь
Предложите опрос
Исследования, аналитика. Опубликовано 28.06.2019 17:35  Просмотров всего: 440; сегодня: 8.

Практические рекомендации по оценке кредитного риска

Практические рекомендации по оценке кредитного риска

В редакцию журнала «Микрофинансист» поступил интересный вопрос от читателя, представителя МФО, который интересуется, какой алгоритм должен использовать сотрудник при изучении кредитного отчета из БКИ для грамотной оценки платежеспособности потенциального заемщика. Попробуем разобраться!

Первостепенная задача любого риск-менеджера, рассматривающего заявку на получение заемных средств – это иметь твердую уверенность в том, что перед ним находится добропорядочный заемщик, а не мошенник и целью его обращения не является получение денежных средств без намерения их впоследствии отдавать. Можно рассматривать каждую заявку в отдельности вручную, а когда их становится много, то рассмотрение в ручном режиме уже практически невозможно и приходится использовать средства автоматизации. Наибольшее число мошенников встречается всё ещё при подаче заявок через интернет, где могут использоваться разного рода роботы, массово формирующие заявки. Если необходимо массово обрабатывать заявки, то можно использовать один из присутствующих на рынке продуктов по противодействию мошенничества для МФО, помогающий эффективно выявлять заявки с подозрительным поведением – потенциально мошеннические заявки.

На стадии пилота проекта FPS для МФО (сервис по предотвращению мошенничества) аналитиками БКИ «Эквифакс» было проедено исследование потока заявок и их дальнейшей «жизни», в ходе которого было выявлено 916 мошеннических групп, в каждой из которых находилось в среднем 7 разных «заемщиков» и зафиксировано мошеннических заявок на общую сумму 245,8 млн. руб. Типичные приметы «продвинутого» мошенника: оформлено 289 займов с одного устройства, при этом использован 61 паспорт, сумма росла от займа к займу и выплачивалась вовремя, кроме последней, как правило, очень крупной суммы. Далее на связь с кредитором такой «клиент» не выходит, платежи не осуществляет. Такого риска можно было избежать на стадии рассмотрения заявки, применяя новейшие разработки в сфере борьбы с кредитным мошенничеством.

В качестве еще одного наглядного примера опишем типичного массового мошенника в Москве и Московской области. Согласно анализу жизни среднестатистического мошеннического кредита это холостой мужчина 32-33 лет, с оконченным высшим образованием и постоянной работой, оклад такого заемщика в среднем 55 тыс. руб. В кредит чаще всего берет современные смартфоны стоимостью свыше 30 тыс. руб. После покупки скрывается, не выплачивая ни одного планового платежа. Такие мошенники становятся все изобретательнее, практически всегда работают в группе и применяют целые «комплекты» фальшивых документов, включая паспорт, СНИЛС, водительское удостоверение.

Допустим, есть уверенность в том, что клиент не преследует преступные цели и не является потенциальным мошенником. Следующим важным пунктом для успешного алгоритма рассмотрения заявки является определение типа клиента. Он может быть первичный, а может быть повторным. Как правило к повторным клиентам МФО относятся более лояльно и не проводят оценку критически, основываясь на факте возврата предыдущих займов. Здесь также рекомендовано помимо внутренних скоринг-систем использовать специализированные программы оценки возможного дефолта у клиента.

В самом кредитном отчете, безусловно, стоит обращать внимание на количество и тип открытых кредитов. Например, если у заявителя имеется открытый банковский кредит и несколько займов в различных МФО, то это может говорить о том, что человек испытывает определенные финансовые проблемы и таким образом пытается обеспечить выплату текущих платежей. Это может быть тревожным сигналом к вероятному дефолту. Еще один негативный «флаг» - это систематическое нарушение финансовой дисциплины, длительные просрочки, что может говорить как о небрежном отношении заемщика к своим обязательствам, так и о нестабильном финансовом состоянии. С другой стороны, если клиент постоянно допускает пропуски платежей, а впоследствии возвращается в «график», то такого клиента многие банки и МФО «любят» - ведь он выплачивает кредитору не только обычные, но и штрафные проценты и пени, что является значимым для кредитора доходом. Другой причиной может быть низкая финансовая грамотность человека, так как он не может адекватно рассчитать свою кредитную нагрузку по отношению к доходу.

Средний уровень невозвратов по сегменту МФО в настоящее время превышает 25%, а по некоторым он достигает 65-75%. Такие потери, МФО включают в процентные ставки, которые могут достигать сотен процентов. Тем не менее, мы наблюдаем стабильный спрос на услуги МФО и рост рынка в России, так, в первом квартале 2019 года было выдано свыше четырех миллионов займов на общую сумму 50,6 млрд руб. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года показатели выросли на 38% и 37% соответственно, еще более существенный рост отмечается в сравнении с первым кварталом 2017 года, когда было выдано 2,3 миллиона займов на сумму 27,2 млрд руб.

При стабилизации уровней риска, а также реализации ряда мер со стороны регулятора можно ожидать дальнейшего роста рынка. Все это в целом должно стимулировать МФО усовершенствовать методы по проверке надежности клиентов и усилить внутренний риск-менеджмент современными разработками по борьбе с мошенничеством и всесторонней качественной оценкой потенциального заемщика.

Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, комментарий, заявку:
Имя:
Электронная почта:
Телефон:
Код с картинки: 



 
Поделиться: